воскресенье

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ В КОРЕ

Весьма многочисленные последующие работы, особенно оте­чественных ученых (И.Н. Филимонов, С.А. Саркисов, Е.Т. Ко­нонова и др.), расширили наши представления о тонкой гисто­логической структуре коры головного мозга. На рис. 62 и 63 изображены цитоархитектонические поля коры человека (Ин­ститут мозга, Москва).

Результаты цитоархитектонических исследований сыграли известную роль в решении спорных вопросов о локализации функций в коре больших полушарий. Установлено, что области, связанные с определенной функцией, имеют свое, свойственное им строение; что участки коры, близкие по своему функциональ­ному значению, имеют известное сходство в строении как у жи­вотных, та к и у человека. Те же участки, поражения которых вызывают расстройство сложных, чисто человеческих функций (например, речевых) имеются только в коре человека, а у мле­копитающих, в том числе даже у антропоморфных обезьян, от­сутствуют.

 

Представления о локализации функций в коре головного мозга имеют большое практическое значение для решения за­дач топики поражений в больших полушариях мозга. Однако до сего времени многое в этом разделе остается еще спорным и не вполне разрешенным. Учение о локализации функций в коре имеет довольно большую историю — от отрицания локализованности в ней функций до распределения в коре на строго ограни­ченных территориях всех функций человеческой деятельности, вплоть до самых высших качеств последней (памяти, воли и т.д.), и, наконец, до возвращения к «эквипотенциальности» коры, т. е. снова, по существу, к отрицанию локализации функ­ций (в последнее время за рубежом).