Асимметрии кожной температуры (типа гемисиндрома), превышающие 1°, наблюдаются, например, при односторонних поражениях гипоталамической области. Описаны территориальные изменения температуры при очаговых поражениях коры больших полушарий; они довольно обычны при церебральных гемиплегиях. В равной мере и поражения спинного мозга как сегментарные, так и проводниковые, а также поражения корешков, нервов и в неменьшей степени узловых симпатических образований дают тот или иной характер зональных изменений кожной температуры.
Описаны методы «провокации» температурных асимметрий и ряд термических и терморегуляционных рефлексов. Мы не останавливаемся здесь на подробном изложении методик; упомянем только о рефлексе Щербака, изменения которого сигнализируют о центральных нарушениях терморегуляции. После определения температуры в прямой кишке руку исследуемого погружают на 20 минут в воду температурой 32°; в течение 10 минут эту воду постепенно нагревают до 42° и затем снова измеряют ректальную температуру — сразу после согревания и через 50 минут. При сохранной функции терморегуляции сразу после согревания руки ректальная температура повышается в пределах до 0,5° и через 30 минут приходит к исходной цифре.
Сколь ни существенной для оценки местного состояния кожной иннервации представляется термометрия, мы не можем отказаться от некоторых сомнений в ее практической ценности. Наш клинический опыт показывает крайнее непостоянство и изменчивость показателей, затрудняющих использование их для установления каких-либо закономерностей (кроме резких асимметрий и изменений, где картина патологического состояния ясна и без этих исследований).