Правильным будет ограничить понятие проекционной области лишь группбй специальных нервных клеток, расположенных на известной территории, только в определенном клеточном слое коры. Только площадью этой клеточной группы и определяется проекционная область.
В остальном вся кора этой территории, несомненно, входит в состав данного анализатора. Таким образом, передняя, скажем, центральная, извилина полностью входит в широкие поля двигательного анализатора, задняя центральная извилина — кожного и т.д.
На основании физиологических и анатомических (цитоархитектонических) исследований и клинического опыта известно, что территории коры, связанные с осуществлением праксических и гностических функций, не являются строго отграниченными; в этом имеется различие с проекционными территориями.
Приступая к определению праксии, напомним, что врожденными у человека (у ребенка) являются лишь примитивные движения. Сочетание упрочиваемого в навыке путем повторений и упражнений ряда движений, составляющих уже определенный комплекс и сочетанность, создает большую сложность движений с переходом позднее в специальные, целенаправленные действия, или праксии. Последние создаются путем подражания, обучения и постоянной практики в течение индивидуальной жизни.
Праксия как высшая форма проявления двигательной функции, свойственная особенно человеку, является продуктом длительного развития как биологического, так и общественного.
Обширные корковые территории, имеющие отношение к праксии, входят в систему двигательного анализатора, причем, как и в гностической деятельности, в праксии следует различать и первую и вторую сигнальные системы (в частности, речевые функции).
Праксия не может быть рассматриваема отдельно от гнозии, так как «гностика не ограничивается сочетанием показаний органов чувств… гностика вырабатывается не созерцательно, на основании пассивного восприятия рецепторных импульсов, а в процессе практики, в которой участвует и моторика, и рецепторика» (Е.К. Сепп).